Из проповеди Священномученика Андроника, архиепископа Пермского
Христос Рождается! Третий раз мы будем проводить Святые дни Рождественских праздников среди непримиримого противоречия ангельскому в ту единственную ночь пению: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Такую радостную песнь воспели тогда светлые небожители, явившись вестниками желанного людям мира. Ибо родился Бог крепок, Властитель, Начальник мира, и мира Его несть предела, как и поется во всех церквах Божиих. Таково было еще древнее слово Божие о Рожденном Богомладенце нашем Спасителе,и не может оно солгатися. Между тем и через 1916 лет после пришествия Спаса в наш грешный мир не только нет мира на земле, но наоборот – вражда между людьми лютейшая лишь крепнет и крепнет. Много крови пролито за два с половиной года, а впереди еще больше, может быть, прольется.<...> Много зла скопилось в нас грешных, оно не смогло уже скрываться в лицемерии человеческом, но как вселившийся демон заклокотало и запросилось проявить свою власть на деле. Диавол, как в пустыне сорокадневного поста Господня, решил Всемогущему Богу показать свою подлинную власть над людьми и народами мира, чтобы посмеяться снова над Искупителем Богом, как он смеялся было при Кресте Спасителя. |
||
![]() |
А мы люди с удовольствием до надрыва вторим этому сатанинскому смеху над Богом: весь смрадный грех, разнузданный теперь за время ужасной войны, как отвратительный нарыв, спешит выйти наружу, смеясь анафемски над открывающимся гневом Божиим с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде (Рим. 1, 18). Это все так ясно, что говорить подробно не приходится. С уверенностью можно сказать, что современный род человеческий откровенно хочет восхищаться той апокалипсической женой, суд над которой уже предречен от Бога: И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным (Откр. 17, 4–5). Предречено в том же Божественном Откровении и излияние страшных от Бога язв на всех поклонников этой блудодейной жены. И, однако, прочие люди,которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам... и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем (Откр. 9, 20–21).И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр. 16, 9–11). | |
Вот почему и нет мира на земле между людьми. Люди сами отвергают этот мир и благоволение к ним Бога. Мало того, и на открывающийся на беззакония и неправды человеческие гнев Божий люди отвечают не исправлением, а лишь новой злобой и упорством в своих беззакониях. Господь и в гневе своем только и ждет обращения к Нему людей, чтобы снова явились они чадами Его, достойными Его благоволения и мира. И тогда воистину утвердит Господь этот мир среди людей,чтобы жили они в согласии между собой. Итак, не Бог виновник переживаемой нами братоубийственной войны, но мы сами, поддавшиеся власти зла, выносившие его в себе. Оно, это зло, и клокочет теперь в людях и народах, проявляя свою в них и в мире власть и силу, тем делая вызов сатанинский самому Вседержителю. Мы же только содействуем развитию силы этого зла, не исправляясь от своих злых дел и намерений. Вскрывающимся теперь грехом в людях мы только лишь утверждаем власть демонов темных в нас, отстраняя от себя Божию милость к нам. Воистину, освобожден сатана из темницы своей, чтобы обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, и собирать их на брань (Откр. 20,7). Но что же делать нам, сознающим все это? Очевидно, одно только от нас требуется теперь же – всецелое всякого в отдельности без всякого самооправдания обращение к Богу с раскаянием и со смиренным молением о Его всесильной помощи. В смирении припали к яслям Христовым и немудрые пастухи, и мудрые знатные волхвы. Подобно им и мы припадем к Многомилостивому Господу Иисусу, да увидит Он наше смирение пред Ним, да услышит нашу сокрушенную молитву и того ради подаст и нам, скорбями тяжкого времени обуреваемым, мир и благоволение Свое, да утвердит их в сердцах всех народов мира, чтобы все познали и исповедали власть и силу Единого Господа Вседержителя и отступили бы сердцем своим от всех идолов века сего. А для сего прежде всего всяк сам от себя гони темную силу,в грехе нашем к нам приражающуюся, не давай ей места в себе, исправляй свое сердце, чтобы право стоять тебе пред Богом, чтобы лукавый не прикасался к тебе (1 Ин. 5, 18). Тогда Господь умилостивится,смягчит сердца человеческие, примирит всех, а после того сам собою прекратится и тот раздор, который производит настоящую братоубийственную войну. С такими думами и чувствами и будем совершать наступающие дни Святых праздников. |
Пермь, 9 декабря 1916 года