История религий для преподавателей ОПК

Штатный миссионер Юго-Западного викариатства Андрей Иванович Солодков ведет занятия по истории религий с преподавателями ОПК в Перервинской Православной Духовной семинарии. Мы попросили его ответить на несколько вопросов для наших читателей.

Андрей Иванович, скажите, можно ли светского учителя научить преподавать такой не простой предмет, как история религий?

Скажу так, светский преподаватель не обязательно должен быть неверующим. Насколько я знаю, все, проходящие курсы повышения квалификации, исповедуются и причащаются. Другое дело, что им не хватает знаний, для этого и организованы курсы.

Можете в двух словах сказать, как методически Вы строите свои лекции и как разобраться в таком религиозном многообразии религий?

Предмет история религий лишь на первый взгляд кажется сложным. На самом деле его восприятие запутали атеисты, рассматривая происхождение мира и человека в свете теории эволюции. И эта теория глубоко сидит в сознании человека, к сожалению, иногда даже верующего. Поэтому главная задача в преподавании истории религий - опровергнуть эволюционное мировоззрение.

Какие существуют теории происхождения религий и насколько они достоверны?

Существует несколько таковых. Например, теория натурализма. Если кратко, то ее основная мысль заключается в том, что человек боялся природных стихий и страх породил в нем религиозное чувство.
Другая теория - анимизма. Первобытный человек не мог объяснить происхождение сновидений, и ему пришла мысль о том, что есть душа. И он всей природе стал приписывать живую душу. Так зародился пантеизм, языческая религия, обоготворяющая природу.
Многим знакома теория Фейербаха. По его учению религия возникла в результате классовой борьбы. В дальнейшем эта идея трансформировалась в марксистско-ленинскую идеологию: религию придумали эксплуататоры для подавления критического сознания бедных.

Но православное мировоззрение имеет мало общего с этими теориями?

У святителя Игнатия есть такие слова: «Человек был создан в состоянии естественном, пал в состояние ниже естественного, возведен Христом в состояние сверхъестественное». Таким образом, это совсем другой взгляд на историю религий. История человечеств на земле не рассматривается как прогресс религиозного сознания, а согласно словам Христа как регресс: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). Нередким в наше время стало заявление, что все религии учат одному и тому же. Некоторые говорят, что в различных религиях есть похожие истории о происхождении мира, человека, о потопе и даже о воплощении богов. Христианство взяло яко бы самое лучшее из этих представлений и получилась некая эволюция религии, Православие, более высокая философия. Разве это не прогресс? То, что мы находим в других религиях отблески похожие на истории, изложенные в Библии, результат не прогресса, а Вавилонского рассеяния. В Священном Писании, в 11 главе Книги Бытия, рассказывается о том, как люди, все дальше уходя от Бога, построили башню, высотою до небес. Грех глубоко проник и укоренился в сердце человека, и человек вместо обращения к Богу рассудил, мало ли что там Бог сказал и пообещал. Надо верить в себя. И люди, помимо Бога, стали создавать свой искусственный мир. Началось поклонение небесным светилам, Ваалу и Астарте. Все поклонения сопровождались оргиями и приношениями детей в жертву. Они так увлеклись астрологий, что, уверовав в судьбу и предсказывая ее по звездам, делали жертвы своим богам, которые указывали им, что этот ребенок принесет только несчастья, себе и обществу. Бог, чтобы остановить это, смешал языки, и народы рассеялись по всей земле. Но у них осталась в памяти история потопа, грехопадения, обещание, данное Богом о искуплении рода человеческого. Но эти Богооткровенные истории люди исказили и продолжали дальше искажать в своих человеческих религиях.

Изжили ли себя такие ужасные культы, связанные с человеческими жертвами?

Не совсем так. Православный апологет В. Питанов провел исследование обрядов и традиций в индуизме. Там существуют традиции, полностью неприемлемые с точки зрения христиан, например, ритуальные самоубийства. В целом, самоубийства в индуизме запрещены, поощряются лишь ритуальные. Наиболее известный из них – обряд «сати»: в случае смерти мужа вдова должна взойти на костер, покончив жизнь самоубийством через самосожжение. Несмотря на то, что англичане запретили этот обряд еще в 1829 году, а в современной Индии с 1987 г. установлена уголовная ответственность за подстрекательство к сати, он практикуется до сих пор. Лишь за февраль 1986 г. в Бомбее зарегистрировано 50 случаев сати, в Мадрасе – 147, в Индоре – 144, в Хайдарабаде – 80. С телом последнего раджи Танджора сгорели две его жены. Их обугленные кости были измельчены в порошок, смешаны с вареным рисом и съедены 12 жрецами одного из храмов во имя искупления грехов умерших. Единственная возможность для вдовы избежать этого обряда, согласно индусской традиции, стать женой брата покойного мужа. В индуизме есть и другие формы ритуального самоубийства. Например, в джайнизме существует практика «саллекхана» – добровольная голодная смерть. Самые знаменитые способы ритуального самоубийства, могущие поспорить по известности с сати, – самосожжение и самоутопление, обычно в священной реке Ганг. Множество самоубийств происходит в рамках культа богини Кали, когда ее последователи приносят ей в жертву свою жизнь или отрезают части своего тела. Лучшим для самоутопления считается место слияния Ганга с Джамной у города Аллахабада. Согласно индуизму, тот, кто убивает себя там, сразу же становится освобожденным (достигает мокши). В храме Джаганатха в Ориссе, в начале сезона дождей, при огромном стечении паломников перевозят идолов индусских богов из одного храма в другой. Колесница, на которой восседают идолы, огромна, и среди паломников пользуется популярностью смерть под ее колесами. Паломники добровольно бросаются под колеса колесницы, и боги шествуют к соседнему храму, умываясь человеческой кровью.

Как относится к представителям других религий?

Любить грешника и ненавидеть грех. Любить пьяницу ненавидеть пьянство, любить человека как образ Божий ненавидеть его заблуждения. Святитель Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении».