В субботу, 6 июня 2020 года, в канун праздника Святой Троицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открываются для прихожан храмы города Москвы.

Доступ прихожан в храмы будет осуществляться с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе — социальной дистанции при участии верующих в богослужениях и максимально допустимой вместимости храма (1 человек на 4 кв. м).

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя и Богоявленский кафедральный собор в Елохове откроются для прихожан во вторник, 2 июня.

Принятию решения Предстоятелем Русской Церкви предшествовало обсуждение текущей санитарно-эпидемиологической ситуации в городе с мэром Москвы С.С. Собяниным и главой Роспотребнадзора А.Ю. Поповой.

***

Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Дионисия от 1 июня 2020 года

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, духовенству и верующим Русской Православной Церкви. 

Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Милостью Божией мы с вами достигли уже 3-й Недели пасхального торжества, которую Церковь премудрым образом посвятила воспоминанию подвига жен-мироносиц.

Жены-мироносицы и апостолы — это своего рода два пути веры. Решительный и горячий Петр, готовый идти за Спасителем даже на смерть, до просвещения Духом Святым оказался, однако, не столь уж мужественным и крепким в вере, когда возникла реальная опасность для жизни. Да и другие ученики, опасаясь своих соплеменников, в страхе оставили Господа в самый критический момент.

Тихие же и кроткие жены, сопровождавшие Христа в его земных странствованиях, безмолвно стояли возле Креста и сердцем сораспинались Господу Иисусу. Они никому ничего не стремились доказать, не требовали для себя почестей сесть по правую или по левую руку от Спасителя в Его Царствии. Они просто с кротостью, терпением и глубоким смирением служили Христу. И потому, быть может, Он и сподобил их великой чести: стать апостолами для самих апостолов, принести благую весть ближайшим ученикам Спасителя.

Сегодня пример их подвига для нас особенно назидателен. В последние недели мы переживаем очень непростое испытание. Опасная болезнь постигла наш народ. Уже немало жизней она унесла, среди них есть и священнослужители нашей Церкви. Десятки тысяч людей сейчас страдают в больницах, а врачи и медицинские сестры самоотверженно борются за их спасение. Еще больше людей вынуждены находиться дома в самоизоляции, терпеть ограничения в общении с родными и близкими, а нередко — даже острую материальную нужду.

Дорогие мои, я очень хорошо понимаю, как вам сейчас тяжело. Глубоко сострадаю всем вам. Поверьте, вы не одни, Патриарх с вами. Все мои мысли и молитвы о вас. Каждый день я молю Бога о милости, о том, чтобы это сложное испытание как можно скорее миновало наш народ, чтобы мы вновь соединились с вами в Таинстве Святой Евхаристии, едиными усты и единым сердцем прославляя Господа.

С самого начала этой ситуации мне было понятно, что мы столкнулись с опасным и коварным недугом. В зоне же особого риска должны были оказаться духовенство и наши пожилые прихожане. И за последние дни мы уже потеряли нескольких уважаемых священнослужителей и многих верных чад Церкви. Как Предстоятель я всегда осознавал свою ответственность за клир и народ.

С большой скорбью мне далось решение обратиться к вам с призывом временно не посещать храмы. Без преувеличения то были самые трудные слова в моей жизни. Никогда ничего подобного мне не приходилось говорить. Но таково бремя ответственности, которую несет Предстоятель Церкви, принимая на себя не только почести патриаршего сана, но и всю душевную боль епископата, духовенства и паствы. И боль эта в моем сердце, всякий раз, когда я думаю о том, что миллионы православных людей жаждут приобщиться Святых Христовых Таин и не могут переступить порог родного храма; когда я думаю о священнослужителях, совершающих богослужения за закрытыми дверями и лишенных сегодня материальной поддержки.

Но как вера без любви не приносит человеку никакой пользы, так и христианское сострадание должно иметь зримые плоды. А потому я обратился к людям состоятельным и благорасположенным к Церкви со смиренной просьбой оказать материальную поддержку нашим священнослужителям. И благодарение Господу — мои мольбы были услышаны. Конечно, может быть, это не изменит радикально ситуацию, но каждый из нас должен сегодня делать то, что в его силах, чтобы оказать помощь ближнему. Я искренне благодарен тем людям, которые несмотря на сложности экономического характера, через которые проходит страна и весь мир, явили подлинно христианскую готовность делиться своим имением ради ближних. Всещедрый Господь да воздаст вам за ваши добрые деяния.

Несмотря на то, что я, как и многие из вас, вынужден пребывать в закрытом пространстве, получаю постоянные свидетельства о драматических случаях, происходящих в разных городах и весях в связи с распространением губительного поветрия. И стараюсь, насколько это возможно, корректировать усилия наших волонтеров в их по-настоящему подвижническом служении. Всем добровольцам во главе с епископом Пантелеимоном, с которым имею ежедневное общение и получаю от него необходимую информацию — моя особая благодарность, ибо к вам непосредственно могут быть отнесены слова Христа Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Особую признательность хотел бы выразить и врачам. Медицинские работники находятся сегодня на переднем крае борьбы с болезнью, являют подлинный героизм и верность своему призванию. Все это вызывает самое искреннее восхищение.

Несмотря на сложность ситуации, мы во всех обстоятельствах призваны сохранять душевный мир, спокойствие и рассудительность. Не возмущаться и распаляться ненавистью, не заниматься бесконечным поиском врагов и уже тем более, упаси Бог, проклинать кого бы то ни было, что само по себе немыслимо для христианина. Мы помним, что сказал нам Спаситель: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Бог не оставит Церковь Свою и верных рабов Своих. Только прошу вас: не отчаивайтесь, не унывайте, молюсь за всех вас и взаимно жду ваших сугубых молитв обо мне, как о своем Патриархе.

Милостью Воскресшего Христа и Его всемогуществом мы победим и эту напасть, ибо нет ничего невозможного для Бога (Мф. 19:26), только бы мы были стойки в нынешних испытаниях и верны в своем уповании на Господа, подобно тому как с терпением и кротостью верили Ему и жены-мироносицы, как оставались с Ним тайные ученики Иосиф и Никодим. Обращаюсь к вам словами Священного Писания: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13), — и Господь сохранит нас Своею благодатью. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/

9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию по погибшим и усопшим участникам Великой Отечественной войны в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес Первосвятительское слово. 

24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Христос Воскресе!

Поздравляю вас с двойным праздником — с пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Люди светские, говоря о солунских братьях Кирилле и Мефодии, в первую очередь говорят об их вкладе в развитие славянского языка и славянской культуры. Это правильно, потому что именно с письменности, которую святые братья изобрели и ввели в жизнь, на которую были положены тексты, и начинается, собственно говоря, культурная традиция славянских народов. Особый вклад Кирилла и Мефодия в становление славянской культуры никак нельзя минимизировать и поставлять в некую тень их жизни. Но если мы будем говорить о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии лишь как о культурных деятелях, мы совершим роковую ошибку. Потому что в первую очередь мы прославляем солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем.

Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян — людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей — и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.

Но когда мы говорим об их вкладе в культуру, мы не должны забывать еще одно очень важное обстоятельство — то, что у слов «культура» и «культ» один корень, а значит, эти понятия теснейшим образом связаны. Об этом сегодня не говорят светские историки культуры, но вся культура первоначально исходила и развивалась вокруг культа, то есть вокруг богослужения. Без славянской азбуки, без славянского языка не было бы славянского богослужения, а значит, не развивалась бы славянская культура, и неизвестно, состоялось бы вообще становление славян как самостоятельной этнической группы, отличной от окружающих этносов, со своей системой ценностей, со своим языком, со своей письменностью.

Когда мы говорим о культуре, давайте не забывать, что культура связана с культом, с богослужением, то есть с духовным измерением человеческой жизни. Ну, а что происходит с культурой, когда ее отрывают от этого духовного измерения? Здесь мне можно остановиться и ни о чем не говорить. Каждый из нас, мои дорогие, видит это своими глазами. Люди с пронзительным зрением называют это культурным упадком. Люди, оценивающие это явление культурологически, пожимают плечами и также свидетельствуют: чем дальше современная культура отходит от духовной основы, от вертикального измерения жизни, от высшего Божественного начала, тем менее пригодной она становится для человека. Потому что если в результате конъюнктурного делания совершенствуются только разум и эстетическое чувство, а нравственное чувство человека разрушается, то мало пользы от такой культуры.

Сказанное становится очевидным, когда современный человек, часто далекий от тех мыслей, которыми мы сегодня делимся, начинает не столько рационально, сколько сердцем чувствовать, что что-то не так в той культуре, которая предлагает человеку вместо возвышенного идеала грех. Ведь когда культура предлагает человеку грех в качестве модели поведения, в качестве основного вектора человеческой жизни, когда грех романтизируется и предлагается не только как способ получать наслаждение и удовольствие, но и как непременное условие жизни современного человека, — тогда и происходит упадок культуры. Культура превращается в антикультуру, в разрушительную силу, истребляющую нравственное начало человека.

Совсем не такую культуру предложил нашим далеким предкам этот удивительный духовный тандем двух братьев — просвещеннейших мужей, энциклопедистов, филологов, историков, богословов, соединивших блистательную эрудицию с самым главным — непоколебимой верой и осознанием того, что культура только тогда становится плодоносной, когда она поднимает человеческий дух. А культура, низвергающая дух долу, становится страшной и разрушительной силой. Поэтому сегодня для многих людей, особенно работающих в сфере культуры, встает более чем серьезный, жизненно важный вопрос: а какой культуре они служат? А каков результат их участия в культурном делании?

Пусть день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поможет не только деятелям культуры, но и многим из нас ответить на вопрос: когда мы участвуем в некоем процессе — образования, воспитания — на какую культуру мы работаем? К чему мы направляем жизнь следующих поколений — к обладанию подлинной духовной культурой, возвышающей ум и нравственное чувство, или же, напротив, работаем на стороне той силы, которая используя антикультуру, разрушает человека, начиная с его души и сердца?

Да помогут святые равноапостольные Кирилл и Мефодий следовать их путем и нам, и Церкви нашей, и нашей системе образования, и культуре, с тем чтобы укреплялась духовная жизнь, чтобы человек возвышался над животным миром, чтобы все, что делается на этом поле брани, было направлено на разрушение зла и на укрепление начал духа и добродетели. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

19 мая 2020 года на  территории храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы состоялось отпевание новопреставленного протоиерея Алексия Пенькова, клирика храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы.

Протоиерей Алексий Пеньков скончался 13 мая 2020 г. после тяжелой болезни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.

13 мая 2020 года, на 53-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу клирик храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы протоиерей Алексий Пеньков.

Протоиерей Алексий родился 10 апреля 1968 года в Москве, в семье служащих. Крещен в младенчестве в столичном храме Ризоположения на Донской. С детства воспитывался в православной вере и благочестии. Являлся родственником покойного архимандрита Венедикта (Пенькова, † 22.01.2018), наместника Введенской Оптиной пустыни.

В 1985 г. окончил Московскую среднюю школу №17. В 1986 г. Окончил Медицинское училище №28.

С 1986 по 1988 г. проходил срочную службу в Инженерных войсках.

В 1989-1994 гг. обучался в Московской Духовной Семинарии.

В 1991 г. вступил в брак. Воспитывал с супругой, матушкой Еленой, троих детей.

6 января 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан диакона, 22 декабря 1992 г. в сан иерея.

В 1992-1993 гг. служил в храме Вознесения Господня у Никитских ворот г. Москвы, в 1993-1995 гг. - в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах г. Москвы. В 1995-1997 гг. являлся помощником настоятеля храма Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной Горе г. Москвы. В 1997 году был назначен штатным священником храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах - Патриаршего Подворья представительства Болгарской Православной Церкви при Московском Патриаршем Престоле. В 2014 году был переведен в храм Живоначальной Троицы в Конькове, где добросовестно и смиренно исполнял пастырское послушание.

Принимал непосредственное участие в восстановлении храма Архангела Михаила близ Кутузовской избы, что в Филях г. Москвы, и храма Святителя Николая на Болвановке, находящегося в ведении Патриаршего Подворья представительства Болгарской Православной Церкви при Московском Патриаршем Престоле.

С 2003 г. протоиерей Алексий нес послушание по окормлению лиц, находящихся в Бутырской тюрьме (СИЗО № 2), с усердием имел пастырское попечение о людях, которые совершили преступления и находились под

следствием: умел найти к ним подход, оказывал помощь, старался привить им любовь к Богу, показать путь ко Христу и принести Свет Христовой истины впадавшим в отчаяние.

С 2006 г. пребывая членом Комиссии по приему посетителей Московской Патриархии, достигал взаимопонимания с посетителями, мог дать совет в недоуменных вопросах, утешить пастырским отеческим словом.

С ноября 2019 г. также исполнял послушание ответственного за пастырскую работу в Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства от Юго-Западного викариатства г. Москвы.

Отличительными добрыми качествами протоиерея Алексия были скромность и приветливость. Он с уважением относился к ближним, всегда искренне при встрече радовался общению.

Во внимание к трудам во благо Святой Церкви протоиерей Алексий в 2008 г. был удостоен Священноначалием права ношения наперсного креста, в 2013 г. возведен в сан протоиерея.

Господь да упокоит душу почившего протоиерея Алексия в Своих Небесных селениях! Вечная ему память!

 

 

6 мая 2020 года, на 59-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу иеромонах Онисим (Мальцев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, проживавший и служивший на московском подворье обители в Ясеневе.

Помимо священнического служения отец Онисим нес послушание благочинного подворья и заведующего монастырской книжной лавкой, сообщается на странице монастыря в Facebook.

Московская городская епархия

 

3 мая 2020 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем жен-мироносиц и двух тайных учеников Спасителя — Иосифа и Никодима. Поэтому сегодняшний день, согласно сравнительно недавно, но уже прочно установившейся традиции, мы называем днем женщин-христианок — в память о великом подвиге жен-мироносиц.

Действительно, рядом со Спасителем были апостолы, которые слушали Его слова, а затем приняли на себя величайшую ответственность по созданию и расширению церковных общин, по просвещению всего мира светом Христовой истины. А жены-мироносицы, которые при жизни Спасителя несли не очень заметную, но чрезвычайно важную миссию, так же не прекратили своего служения во многих поколениях православных женщин. Древние мироносицы служили Господу своим трудом, утешали Его, делали, может быть, более мирными те минуты и часы, когда Он оставался наедине со Своими учениками. Наверное, они создавали особую домашнюю обстановку, в которой каждый человек обретает спокойствие, и Спаситель, обуреваемый многими страданиями, в этом кругу близких людей — учеников и жен-мироносиц — видимо, обретал по-человечески спокойствие и утешение. Эта миссия, служение женщин-христианок на протяжении двух тысяч лет остается не менее важным, чем служение святых апостолов, которое продолжают церковные иерархи и священство. Служение жен-мироносиц — это не только распространение веры христианской, осуществление христианского идеала в человеческой жизни. И если бы многие поколения христианских женщин не несли это служение, то, наверное, не была бы сегодня Церковь такой, какая она есть. Это служение начинается с воспитания детей в христианском духе, это служение осуществляется посредством создания христианской атмосферы в семьях, это служение осуществляется различными способами в том великом деле, которое осуществляет наша Церковь помимо совершения богослужений — в так называемой социальной работе, то есть совершении добрых дел. И здесь, как бы во главе этого движения, — опять-таки женщины-христианки, женщины-мироносицы.

Я хотел бы сегодня, обратившись ко всем, кто продолжает великое служение жен-мироносиц, сердечно поблагодарить их за труды не только по воспитанию своих детей, но и по совершению многих добрых дел, которые являют современному человеку подлинный лик христианской общины. И сейчас, в это тяжелое время распространения смертельной болезни, те же продолжательницы служения жен-мироносиц, не щадя своего здоровья, рискуя своей жизнью, помогают больным, спасают их от смерти. Когда я говорю так, я имею в виду не только воцерковленных женщин, но и тех, кто, храня веру в сердце, совершают служение в больницах, рядом с умирающими людьми, в отделениях реанимации, подвергая себя страшному испытанию и опасности, и, невзирая на эту опасность, осуществляют свой долг милосердия, подобно тому, как жены-мироносицы осуществляли свое служение милосердия как при жизни Христа Спасителя, так и после Его Воскресения. Приношу свою глубочайшую благодарность всем тем, кто сегодня на передней линии борьбы со страшной болезнью, — врачам как мужского, так и женского пола, а также медсестрам, младшему медицинскому персоналу. На их долю выпала тяжелейшая рискованнейшая работа, и по милости Божией они ее осуществляют с великим тщанием, не жалея жизни своей и тем самым спасая жизни других.

Дай Бог, чтобы это служение милосердия, это служение жен-мироносиц никогда не пресекалось в роде человеческом, потому что без этого служения само милосердие уйдет из человеческого общежития, а с милосердием связано самое главное измерение человеческой жизни — способность совершать добро. Мы молились сегодня о многих и многих женах-мироносицах, которые, как я уже сказал, рискуя жизнью своей, сегодня лечат или содействуют излечению наших тяжело больных братьев и сестер. Пусть Господь укрепит их, а также все тех жен, матерей, бабушек, дедушек, кто, храня веру в сердце своем, осуществляет воспитание подрастающего поколения.

Еще раз хотел бы подчеркнуть особую роль матерей и бабушек — жен-мироносиц, которые продолжают служение тех жен, что были рядом со Христом Спасителем. Да поможет вам Господь, дорогие жены-мироносицы, хранить веру в сердце, делать все для того, чтобы эта вера не исчезла из жизни людей, чтобы она передавалась последующим поколениям. Помогай вам Бог в вашей воспитательной работе, в делах милосердия, которые вы совершаете, иногда осознавая, что это дела милосердия, а иногда просто по движению своего сердца, и второго в нашем общежитии, наверное, больше, чем первого. Пусть Господь укрепляет всех вас в вере, в здравии душевном и телесном, и да поможет всем вам продолжать то великое дело, которое началось с жен-мироносиц, бывших рядом со Христом, и которое на протяжении тысячелетий продолжается благодаря вашим предшественницам, благодаря вам и, надеемся, будет продолжаться благодаря тем, кто последует за вами. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств.

Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно свидетельствуя об исключительности того, что произошло в погребальной пещере возле стен древнего Иерусалима.

Весь земной путь Сына Божия: от Его чудесного Воплощения до страданий и страшной смерти на Кресте — является исполнением обетования Творца, данного некогда нашим прародителям. Бог обещал послать в мир Того, Кто возьмет на Себя наши немощи, понесет наши болезни (Ис. 53:4) и спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Это обетование Господь подтверждал неоднократно через Своих пророков. Этому обещанию оставался верен даже тогда, когда народ избранный отступал от завета и нарушал волю Создателя.

В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодолена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший человека от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)! 

В нынешнем году народы Земли проходят через особые испытания. Губительное поветрие распространилось по всему миру, достигнув пределов и наших стран. Власти применяют ограничительные меры, для того чтобы предотвратить взрывной рост эпидемии. В некоторых странах пастырской ответственности Московского Патриархата остановлено проведение общественных богослужений, в том числе и Божественной литургии. Однако нам, православным христианам, не должно унывать или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике. Мы призваны хранить внутренний мир и помнить слова Спасителя, произнесенные накануне Его искупительных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Пасха стала для человечества переходом от рабства греху к свободе Царства Небесного, в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). Только благодаря Воскресению Спасителя мы обретаем подлинную свободу, о которой свидетельствует всехвальный Павел, призывающий нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Сколько раз мы читали или слышали эти слова? А теперь задумаемся: не живем ли мы сегодня так, будто и не было вовсе Воскресения Христова? Не размениваем ли вдруг открывшееся нам богатство вечности на бесконечные заботы, вновь пленяясь суетой мира сего, поддаваясь преходящим страхам и забывая о нетленных духовных сокровищах и истинном призвании христианина служить Господу в святости и правде пред Ним (Лк. 1:75)? 

Однако чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом (Иак. 1:27) в том и состоит, чтобы по примеру, явленному нам в Евангелии Пастырем Добрым, снисходить друг ко другу любовью и терпением, помогать и поддерживать друг друга в испытаниях. Никакие внешние ограничения не должны расторгнуть наше единство и отнять у нас ту настоящую духовную свободу, которую мы все обрели чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего нам возможность называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3:1).

Одно сердце и одна душа (Деян. 4:32) у всех верных чад Церкви, ибо порознь мы члены, а вместе — Тело Христово, и ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). А потому те, кто не имеет возможности сегодня в силу объективных причин прийти в храм и помолиться, пусть знают, что о них помнят и молятся. Вера дает нам силу жить и с помощью Божией преодолевать различные недуги и испытания, в том числе и то, что пришло в нашу жизнь через распространение опасного вируса.

Горячо призываю всех вас, дорогие мои, усугубить общие молитвы о том, чтобы Господь даровал нам, несмотря на все трудности, оставаться соучастниками благодатной литургической жизни Церкви, чтобы Священное Таинство Евхаристии совершалось и верные могли со дерзновением приступать к истинному Источнику Жизни — Святым Христовым Тайнам, чтобы больные получили исцеление, а здоровые ограждены были от опасной инфекции.

Верим, что Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого стояния в вере и спасительного прохождения земного пути к жизни вечной.

Сердечно поздравляю всех вас, мои возлюбленные братья и сестры, со светлым праздником Святой Пасхи и призываю непрестанно являть образ настоящих учеников Спасителя, подавая добрый пример окружающим людям и возвещая совершенство «Призвавшего вас от тьмы в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9), дабы мы во все дни жизни нашей делами свидетельствовали о непреходящей силе и верности пасхальных слов:

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2020 год

Москва