Праздник Рождества Христова установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. С этим праздником связано много различных традиций. Большинство Православных Церквей отмечают его 7 января, тогда как в католическом мире он празднуется 25 декабря.

Как правильно готовиться к одному из главных церковных праздников? Как украшать дом? Почему раньше ель украшали яблоками и чего не делали до появления на небе звезд?

Корреспонденту газеты «За Калужской заставой» Ладунец Лидии об этом и многом другом рассказывал иерей Илия Власов, настоятель храма пророка Божия Илии в Северном Бутово, помощник управляющего Юго-Западным викариатством г. Москвы по информационному служению.

Лидия: «С чем связаны разные даты Рождества Христова?»

Иерей Илия: «Праздник возник не сначала христианской эпохи, поскольку в первые века христиане не отмечали день рождения человека как праздник в принципе. Рождество Христово впервые стало отмечаться в Древней Римской Церкви, но отдельным праздником стало лишь в IV столетии. С Запада традиция празднования постепенно распространилась на восточную часть Римской империи.

В первые несколько столетий Рождество Христово было принято отмечать 6 января по юлианскому календарю совместно с праздником Богоявления (Крещения Господня), а в IV столетии эти празднования разделили, и Рождество Христово стали отмечать 25 декабря.

Стоит отметить, что 25 декабря по юлианскому календарю - день Зимнего солнцестояния. В эту дату в Римской империи совершался языческий праздник рождения Солнца. Христиане с IV столетия также в этот день стали праздновать рождение Христа. Спустя какое-то время христианская традиция вытеснила языческую».

 

Лидия: «Так почему же в наши дни большинство православных празднуют Рождество 7 января, а католики и большинство протестантских церквей - 25 декабря?»

Иерей Илия: «В конце января 1918 года декретом Совета народных комиссаров был издан указ о том, что с 1 по 14 февраля даты не учитываются. То есть, 1 февраля прировняли к 14 февраля, и получилась разница в 13 суток. Таким образом, 25 декабря 1918 года по старому стилю стало 7 января 1920 года по новому стилю. В связи с этим, если празднование Нового года 1 января по юлианскому календарю совершалось через 5 дней после Рождества Христова, то по григорианскому календарю 1 января стало праздноваться за семь дней до Рождества. Вот такая получилась метаморфоза. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская, а также восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по григорианскому календарю, то есть по новому стилю. Некоторые Православные Церкви, такие как Болгарская, Греческая (кроме Афона) и ряд других перешли на григорианский календарь и отмечают Рождество Христово 25 декабря по новому стилю. Кстати, Православная Церковь в Японии (но не все приходы) отмечает Рождество также 25 декабря по новому стилю. Если подвести итог, то можно сказать, что разные числа в праздновании Рождества Христова в России связаны с переходом в 1918 году с юлианского календаря на григорианский».

 

Лидия: «Какие особенности в праздновании Рождества Христова?»

Иерей Илия: «Рождество Христово немыслимо без рождественского поста, в период которого православный человек полностью воздерживается от мясной, молочной пищи (в том числе и яиц) ради более глубокого молитвенного, покаянного настроения. Старается посещать каждое воскресенье храм, находить пути примирения со всеми, с кем были ссоры и конфликты. Читает духовную литературу, совершает дела милосердия. Пост является подготовительным периодом перед празднованием Рождества Христова. Рождественский пост не такой строгий, как, например, Великий пост перед Пасхой, поскольку церковный устав разрешает в большинстве дней употребление в пищу рыбы. Начинается пост 28 ноября в день памяти святого апостола Филиппа, поэтому другое название рождественского поста - «Филиппов пост». Согласно Иерусалимскому уставу, введенному в Русской Церкви в XV столетии, во время Рождественского поста во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы, можно вкушать рыбу. Со 2 по 6 января - период более строгого поста, рыбу вкушать в эти дни не положено»

 

Лидия: «Нужно ли ставить ель до 25 декабря?»

Иерей Илия: «Мода на установку елей в домах пришла в Россию из Германии примерно в 40-х годах XIX века. В то время ели еще не украшали традиционными сейчас елочными игрушками. Такая традиция пришла позднее. В то время на ели ставили свечи и вешали яблоки.

Украшение ели яблоками - очень интересная традиция. 24 декабря в католическом мире отмечается память прародителей Адама и Евы. Ева, как мы знаем, вкусила запретный плод от райского древа познания добра и зла, и символом этого плода является яблоко.

В современном мире люди не могут представить себе празднование Нового года и Рождества без елки и ее украшения. Особенно это занятие нравится маленьким детям, которые просят своих родителей установить дерево пораньше. Елку дома можно поставить заранее, даже в начале декабря. Находится рождественское дерево в домах обычно до праздника Рождества Христова».

 

Лидия: «Почему православные отказываются от пищи до первой звезды?»

Иерей Илия: «В Сочельник Рождества Христова, 6 января по новому стилю или 24 декабря по старому стилю, Божественная Литургия святителя Василия Великого по церковному уставу должна совершаться не в утреннее время, как это сейчас проходит для удобства, а в вечернее. Раньше, когда Литургия совершалась вечером, на небе уже появлялись звезды. Поскольку вкушение пищи для участвующих в богослужении и приступающих ко Святому Причастию предполагалось уставом только после службы, в народе сформировалось устойчивое выражение о воздержании от вкушения пищи «до первой звезды». То есть, в течение всего дня люди ничего не ели и не пили для того, чтобы вечером сходить на службу, причаститься святых Христовых Тайн на Божественной Литургии и только после вкусить постную трапезу. Разговенье от поста совершалось уже после Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста в самый день Рождества Христова.

В настоящее время, когда Божественная Литургия в Сочельник совершается 6 января утром, мы не ждем вечерней «первой звезды» и вкушаем трапезу после окончания богослужения примерно в обеденное время. Хотя, конечно, есть особо ревностные прихожане, которые воздерживаются от принятия пищи весь день 6 января, а уже разговляются после ночной праздничной рождественской службы 7 января. Первая «вечерняя» звезда накануне Рождества напоминает Вифлеемскую звезду, появившуюся на Востоке во время Рождества Христова. Её увидели звездочеты и принесли Христу в подарок золото, ладан и смирну. Об этом нам повествует Святое Евангелие».

 

На фото: икона «Рождество Христово» 1410–1430 гг. Входит в состав Звенигородского праздничного чина. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия