На этой неделе мы стали свидетелями исторического события – возвращение верующим образа Святой Троицы, написанного в XV веке преподобным Андреем Рублевым. Икона будет доступна для общенародного поклонения в Храме Христа Спасителя с праздника Пятидесятницы, 4 июня.

Значимость этого образа для Русской Церкви невозможно переоценить и возвращение иконы на свое законное место из музея – событие, которое восстанавливает еще одну грань нашего русского церковного самосознания после десятилетий богоборческой власти.

В московских храмах находится множество древних чтимых чудотворных икон, в их числе: Казанская икона Божией Матери в Богоявленском соборе, икона «Всех скорбящих Радость» в одноименном ей храме на Большой Ордынке, Державная икона в Коломенском и множество иных.

Многие иконы, находящиеся в храмах столицы, представляют из себя не только духовную, но и историческую ценность, а потому хранятся в особых условиях. Вот несколько икон, переданных Церкви из музеев и ею бережно сохраняющихся в храмах:

• Владимирская икона Божией Матери в конце 1999 года перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах;
• список Иверской иконы Божией Матери, принесенный в 1648 году с Афона, в мае 2012 года передан из фондов Государственного исторического музея в Новодевичий монастырь.

Кроме того, об отношении Церкви к древним святыням можно говорить на примере созданного трудами Святейшего Патриарха Кирилла Патриаршего музея церковного искусства в Храме Христа Спасителя. Здесь находятся выдающиеся памятники христианского искусства, датируемые V веком, а самые ранние памятники русской иконописи, представленные на выставке, относятся к XIV веку.

Несомненно, что любая икона предназначена в первую очередь для поклонения и богослужебной молитвы, в особенности в сложные для Отечества времена, как было подчеркнуто на прошедшем накануне заседании Священного Синода.