11 сентября 2020 года в Храме Христа Спасителя советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин провел совещание по проектированию московских храмов.

В нем приняли участие:

депутат Государственной Думы ФС РФ Е.О. Серова; руководитель архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата протоиерей Андрей Юревич; начальник отдела советника мэра Москвы Владимира Ресина М.В. Саженов; сотрудники Финансово-хозяйственного управления, представители московских префектур и городских структур, проектировщики, техзаказчики.

В.И. Ресин в первую очередь отметил, что в сентябре ожидается великое освящение трех храмов, возведенных в рамках Программы строительства православных храмов в Москве:

  • 13 сентября планируется освящение храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках;
  • 21 сентября — храма пророка Божия Илии в Северном Бутове;
  • в конце сентября — храма святителя Николая Мирликийского в Тушине, на улице Лодочная.

Особое внимание В.И. Ресин уделил архитектурно-градостроительному решению храмового комплекса с храмом праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Черемушках. Адрес: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Черемушки, квартал 32А. Архитектор: С.В. Борисов, член Союза архитекторов Москвы, доцент кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ. Вместимость храма: 500 человек.

В.И. Ресину понравился проект. «Какой интересный храм, у нас таких в Программе еще не было», — в частности, сказал он. В свою очередь руководитель архитектурного отдела ФХУ протоиерей Андрей Юревич рассказал об авторе проекта С.В. Борисове, о его работе в МАРХИ. В ответ Владимир Иосифович заявил, что «хотел бы почаще видеть среди участников Программы представителей кафедры "Храмовое зодчество"».

Образно-художественное решение храмового комплекса с храмом праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Черемушках основано на понимании общих истоков для различных архитектурных школ и направлений православной архитектуры, лежащих в раннехристианском зодчестве до разделения Восточной и Западной Церквей. Стройные одноглавые храмы с высокими главами, общие как для домонгольской архитектуры Смоленска и Чернигова, так и для зодчества Сербии и Македонии, восходят к своеобразно трактованным Византийским прообразам. Немаловажно и влияние романской архитектуры Западных Церквей, имеющих вместе с Восточными корни в позднеантичном Риме, выработавшем разнообразные композиционные решения в рамках сводчато-арочной тектонической системы.

При пластически разработанном объеме здания его декоративные элементы просты в строительстве и ограничены по номенклатуре. Цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках стен. В качестве основного архетипа приняты метрические ряды арок, варьирующиеся по габаритам и смысловому наполнению: от аркатурных поясков, чередующихся с пилястрами, до крупных двухъярусных оконных проемов, в нижних частях являющихся трехчастными.

Храмовая часть запроектирована двухэтажной. На первом уровне — основной храм, на втором — хоры, под храмом находится техническое подполье. Западное крыло причтовой части — трехэтажное с подвальным этажом, частично подразделяющимся на два полу-уровня. На надземных этажах в указанной части здания разместится духовно-просветительский центр, в подвальной — малый домовый храм и вспомогательный функциональный блок.

Пресс-служба ФХУ