+ 03.01.2003
Храм Живоначальной Троицы в Конькове
(служил с 1997 по 2000г.)
ВЕСТНИК ЮГО-ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА, № 1(10) январь 2014, 30-31 стр.






 

 Архимандрит Трифон (в миру Родион Константинович Кревский) родился 3 июня 1928 года в селе Бояне Торчинского района Волынской области в благочестивой семье псаломщика и учителя духовного училища. С раннего детства мечтой мальчика, воспитанного в духе благочестия и страха Божия, было желание стать священнослужителем. Когда Родиону было 6 лет, у него умерла мама. Вместе с отцом, еще учась в школе, Родион участвовал в богослужении, пел в хоре, а иногда заменял отца в обязанностях псаломщика.

В 1945 году, после окончания школы, он поступил в Волынскую Духовную Семинарию, по окончании которой был рукоположен в сан диакона, а позднее в сан иерея.

Совершая приходское служение в различных храмах Волынской епархии, отец Родион не ожидал, что Господь пошлет ему великое испытание. В 1951 году в один год в мир иной отходят его отец, а затем его супруга Надежда. Поступление по благословению Святейшего патриарха Алексия I в Московскую Духовную Академию помогло отцу Родиону мужественно и по-христиански перенести эту утрату.

В 1955 году он закончил Московскую Духовную Академию и за работу «О бессмертии души по учению Священного Писания» был удостоен звания кандидата богословия. Сразу по окончании Академии указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иерей Родион назначается настоятелем Патриаршего домового храма Владимирской иконы Божией Матери и заведующим архивом Московской Патриархии. С этого момента начинается служение как ближайшего помощника Патриарха Алексия I, а затем и Патриарха Пимена. Он находится в центре событий, происходящих в Русской Православной Церкви.

В августе 1961 года отец Родион в Троице-Сергиевой Лавре был пострижен в монашество с именем Трифон, и вступил в число братии Лавры. «Я сознаю, что по своим духовным немощам недостоин быть в Ангельском чине, сознаю и страшусь, но внимая словам Самого Господа „…И грядущаго ко Мне не изжену вон“ (Ин. 6, 37) позволяю себе дерзновенно просить Вашего Святительского благословения о пострижении меня в мантию в обители Преподобного Сергия», — писал иерей Родион в своем прошении на имя Святейшего Патриарха Алексия.

Долгие годы отец Трифон исполняет послушания, возлагаемые на него священноначалием Русской Православной Церкви: он является консультантом хозяйственной части Московской Патриархии по ювелирным изделиям, пошивного цеха и мастерских церковной утвари, заведующим мироварением, отпуском Святого Мира и Антиминсов для епархий.

Перу отца Трифона принадлежат много интересных работ на самые различные богословские, пастырские и исторические темы. Много лет он вел хронику богослужений Святейших Патриархов Алексия I и Пимена, публикуемую на страницах «Журнала Московской Патриархии».

За годы пастырского служения отец Трифон немало потрудился во славу Божию и на благо Церкви, поэтому его труды не раз по достоинству отмечались церковными наградами. В 1964 году Патриархом Пименом он возводится в сан архимандрита.

После своего ухода на пенсию в 1986 году архимандрит Трифон продолжает свое пастырское служение. Воспитанники Воскресной школы при Богоявленском кафедральном соборе с благодарностью вспоминают уроки отца Трифона, которые он проводил в 1989—1990 годах, в самом начале становления церковной школы. Пламенная вера, мудрость и простота отца архимандрита снискали ему заслуженную любовь и уважение как детей, так и взрослых.

В 1991 году указом Патриарха Алексия II он назначается штатным священником Успенского храма в Гончарах (Болгарское подворье в Москве), а в 1997 году — штатным священником храма Троицы Живоначальной в Конькове, где самоотверженно служит до ухода за штат в 2000 году.

Архимандрит Трифон умер 3 января 2003 года после тяжелой продолжительной болезни на 75 году жизни. Похоронен на Пыхтинском кладбище близ часовни.

 

Архимандрит Трифон (в миру Родион Константинович Кревский) родился 3 июня 1928 года в селе Бояне Торчинского района Волынской области, в благочестивой семье псаломщика и учителя Духовного Училища. По линии матери его предки носили священный сан. С раннего детства заветной мечтой воспитанного в духе благочестия и страха Божия мальчика было желание стать служителем святого алтаря. Еще учась в школе, Родион участвовал в Богослужении: пел в хоре, читал на клиросе, а иногда помогал отцу в его обязанностях псаломщика.

 

Получив среднее образование, он окончил техническое училище и поступил в фармацевтическое. Но, услышав об открытии Волынской Духовной Семинарии, в ноябре 1945 г. оставил училище и поступил в Духовную школу. После окончания Духовной Семинарии Родион вступил в брак. 19 сентября 1948 г. архиепископом Волынским и Ровенским Панкратием (Кашперуком, † 1972) был рукоположен во диакона, а 21 сентября того же года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, ­ во пресвитера. Совершал служение на различных приходах Волынской епархии.

 

После смерти отца (мать умерла, когда ему было 6 лет) и супруги Надежды († 1951),  по благословению Святейшего Патриарха Алексия I иерей Родион поступил в Московскую Духовную Академию. Пребывание в обители Преподобного Сергия помогло ему мужественно, по­христиански перенести свою утрату. В 1955 г. он окончил МДА со степенью кандидата Богословия. Напутствуя выпускников, Святейший Патриарх Алексий I сказал: «Вы должны помнить, что для того, чтобы заслужить благословение Божие, надо прежде всего быть верным Православной Церкви и жизнью своей соответствовать вашему духовному званию». Эти слова пастырь запомнил на всю жизнь.

 

 Вскоре он был назначен настоятелем домового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Москве и заведующим архивом Московской Патриархии. С того времени началось его служение как помощника Патриарха Алексия I, а затем и Патриарха Пимена.

 

  В августе 1961 г. в Свято­Троице­Сергиевой Лавре иерей Родион был пострижен в монашество с наречением имени в честь Святого мученика Трифона. «Вступая в число братии обители, ­ писал он в своем прошении на имя Святейшего Патриарха Алексия I, ­ я сознаю, что по своим духовным немощам недостоин быть в ангельском чине, сознаю это и страшусь, но внимая словам Самого Господа: И грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37), позволяю себе дерзновенно просить Вашего святительского благословения о пострижении меня в мантию в обители Преподобного Сергия».

 

С любовью и присущим ему чувством большой ответственности батюшка исполнял различные послушания, возлагаемые на него Священноначалием. Перу отца Трифона принадлежит много интересных работ на самые различные Богословские, пастырские и исторические темы. Много лет он вел хронику Патриарших Богослужений, публиковавшуюся на страницах «Журнала Московской Патриархии».  В 1964 году он был возведен в сан архимандрита, а 2 сентября 1977 г. награжден Патриаршим крестом. Также он был награжден различными церковными орденами и медалями.

 

После ухода на пенсию в 1986 г. архимандрит Трифон продолжал свое пастырское служение. Воспитанники Воскресной школы при Богоявленском кафедральном соборе с благодарностью вспоминают уроки батюшки, которые он проводил в 1989—1990 гг.  В 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II назначил его штатным священником Успенского храма в Гончарах (Подворье Болгарской Православной Церкви в Москве), а в 1997 г. перевел на должность штатного священника храма Живоначальной Троицы в Конькове, где он прослужил до июля 2000 г., когда был почислен за штат по болезни. Пламенная вера, мудрость и простота отца архимандрита за время его служения на московских приходах снискали ему любовь и уважение духовенства и прихожан, которые поддерживали его и в период  трехлетней болезни.

 

3 января 2003 г. на 75­м году жизни архимандрит Трифон преставился ко Господу.  Отпевание пастыря в храме Живоначальной Троицы в Конькове совершил епископ Орехово­Зуевский Алексий в сослужении многочисленного духовенства.

 

Епископ Алексий огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II священнослужителям, знакомым и близким почившего архимандрита, в котором, в частности, говорилось: «Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В эти первые дни нового года окончилась земная жизнь архимандрита Трифона, заштатного клирика первопрестольного града нашего. Выражаю искреннее соболезнование и сочувствие духовенству, всем близким и духовным чадам покойного... Отец Трифон немало потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви. Он с любовью и усердием совершал службу Божию, исполнял порученные ему послушания, посему его труды не раз по достоинству отмечались церковными наградами. Молюсь Владыке жизни Господу нашему Иисусу Христу о упокоении в обителях Небесных Его верного служителя. Да сотворит Господь новопреставленному отцу архимандриту Трифону вечную память!»

 

Архимандрит Трифон был погребен на Пыхтинском кладбище г. Москвы близ часовни Святого праведного Лазаря.

 

По материалам Журнала Московской Патриархии. 2003, № 4, с. 73­75

 

Архимандрит Трифон (Кревский)

 

(некролог ЖМП №4, 2003)


3 января 2003 года на 75-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни скончался клирик Москвы архимандрит Трифон (Кревский).
Архимандрит Трифон (в миру Родион Константинович Кревский) родился 3 июня 1928 года в селе Бояне Торчинского района Волынской области, в благочестивой семье псаломщика и учителя Духовного училища. По линии матери его предки носили священный сан. С раннего детства заветной мечтой воспитанного в духе благочестия и страха Божия мальчика было желание стать служителем святого алтаря. Еще учась в школе, Родион участвовал в богослужении: пел в хоре, читал на клиросе, а иногда помогал отцу в его обязанностях псаломщика.
Получив среднее образование, Родион Кревский обучался в техническом училище, по окончании которого поступил в Фармацевтическое училище, но, услышав об открытии Волынской Духовной семинарии, в ноябре 1945 года оставил училище и поступил в Духовную школу.
После окончания Духовной семинарии Родион вступил в брак, вскоре после чего, 19 сентября 1948 года, архиепископом Волынским и Ровенским Панкратием (Кашперуком, † 1972) был рукоположен во диакона, а 21 сентября того же года, в праздник Рождества Божией Матери, - во пресвитера.
Совершая приходское служение на различных приходах Волынской епархии, отец Родион не ожидал, что Господь пошлет ему великое испытание. В мир иной отошел его отец (мать умерла, когда ему было 6 лет), а затем, в 1951 году, скончалась и его верная спутница жизни, супруга Надежда Евдокимовна (1929 года рождения), педагог по образованию и убежденная христианка.
 По благословению Святейшего Патриарха Алексия I отец Родион поступил в Московскую Духовную Академию. Атмосфера обители Преподобного Сергия помогла отцу Родиону мужественно, по-христиански перенести свою утрату.
 На третьем курсе академии отец Родион исполнял обязанности академического благочинного. В 1955 году он успешно окончил Московскую Духовную Академию и за сочинение на тему "О бессмертии души по учению Священного Писания" получил диплом кандидата богословия, который вручил ему лично Святейший Патриарх Алексий I. Напутствуя выпускников, Святейший Владыка сказал: "Вы должны помнить, что для того, чтобы заслужить благословение Божие, надо прежде всего быть верным Православной Церкви и жизнью своей соответствовать вашему духовному званию". Эти слова отец Родион запомнил на всю жизнь.
По окончании академии указом Святейшего Патриарха Алексия I иерей Родион был назначен настоятелем домового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Москве и заведующим архивом Московской Патриархии. С того момента началось его служение как помощника Патриарха Алексия I, а затем и Патриарха Пимена.
В августе 1961 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, с которой он не прерывал связи, отец Родион был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого мученика Трифона. "Вступая в число братии обители, - писал иерей Родион в своем прошении на имя Святейшего Патриарха Алексия I, - я сознаю, что по своим духовным немощам недостоин быть в ангельском чине, сознаю это и страшусь, но внимая словам Самого Господа: И грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37), позволяю себе дерзновенно просить Вашего святительского благословения о пострижении меня в мантию в обители Преподобного Сергия".
Убежденный пастырь, ревностный труженик, отец Трифон с любовью нес свое послушание в Патриархии. С присущим ему чувством большой ответственности он исполнял различные послушания, возлагаемые на него Священноначалием Русской Православной Церкви. Архимандрит Трифон являлся консультантом хозяйственной части Московской Патриархии: по ювелирным изделиям, пошивочного цеха и мастерских церковной утвари. Неотъемлемой частью забот отца Трифона в Патриархии было участие в подготовке всего необходимого для мироварения, а также руководство самим чином мироварения и участие в нем.
Он участвовал в богослужениях, возглавлявшихся Святейшими Патриархами, а также - неизменно - в чинах архиерейских наречений.
Перу отца Трифона принадлежит много интересных работ на самые различные богословские, пастырские и исторические темы. Много лет отец Трифон вел хронику богослужений Святейших Патриархов Алексия и Пимена, публиковавшуюся на страницах "Журнала Московской Патриархии".
Труды архимандрита Трифона на ниве церковной были по заслугам отмечены многими наградами. В 1964 году он был возведен в сан архимандрита, а 2 сентября 1977 года из рук Святейшего Патриарха Пимена получил патриарший крест. Он также был награжден различными церковными орденами и медалями.
После ухода на пенсию в 1986 году отец Трифон по возможности продолжал свое пастырское служение. В 1991 году Святейший Патриарх Алексий II назначил его штатным священником Успенского храма в Гончарах (Подворье Болгарской Православной Церкви в Москве), а в 1997 году перевел на должность штатного священника храма Живоначальной Троицы в Конькове, где он прослужил до июля 2000 года - до ухода за штат по болезни. Пламенная вера, мудрость и простота отца архимандрита за время его служения на московских приходах снискали ему любовь и уважение духовенства и прихожан.
Прихожане Свято-Троицкой церкви в Конькове поддерживали отца Трифона в период его трехлетней болезни, с любовью ухаживая за больным пастырем.
На следующий день после кончины, 4 января 2003 года, гроб с телом почившего пастыря перед началом всенощного бдения был установлен в храме Живоначальной Троицы в Конькове, где сразу была совершена панихида, а после всенощного бдения - лития по новопреставленному священнослужителю. 5 января после Божественной литургии отпевание по чину последования над скончавшимся священником (согласно воле почившего) совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий в сослужении многочисленного духовенства.
Епископ Орехово-Зуевский Алексий огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II священнослужителям, знакомым и близким почившего архимандрита, в котором, в частности, говорилось: "Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В эти первые дни нового года окончилась земная жизнь архимандрита Трифона, заштатного клирика первопрестольного града нашего. Выражаю искреннее соболезнование и сочувствие духовенству, всем близким и духовным чадам покойного... Отец Трифон немало потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви. Он с любовью и усердием совершал службу Божию, исполнял порученные ему послушания, посему его труды не раз по достоинству отмечались церковными наградами. Молюсь Владыке жизни Господу нашему Иисусу Христу о упокоении в обителях Небесных Его верного служителя. Да сотворит Господь новопреставленному отцу архимандриту Трифону вечную память!"
Во время отпевания настоятель храма Живоначальной Троицы в Конькове произнес надгробное слово. После обнесения гроба с телом новопреставленного пастыря вокруг храма клирики храма сопроводили тело почившего на Пыхтинское кладбище города Москвы, где после совершения литии оно было захоронено близ кладбищенской часовни святого праведного Лазаря.
Вечная тебе память, приснопамятный архимандрит Трифон!

Игумен МАКСИМ (Рыжов),
настоятель храма
Живоначальной Троицы
в Конькове, в Москве

 

Важнее всего память о Боге

Диакон Петр Пахомов, Русская народная линия

03.01.2014


Воспоминания о помощнике двух патриархов, архимандрите Трифоне (Кревском) …

О каждом человеке можно написать по-разному. Можно составить официальную биографию, можно поделиться воспоминаниями, а можно описать свои впечатления. Выражаясь официальным языком, архимандрит Трифон (Кревский) оставил заметный след в истории Русской Православной Церкви. Но я познакомился и служил с ним, когда он уже был, грубо говоря, чудаковатым стариком. И никто не мог понять: то ли он юродствует, то ли действительно впал в детство. Думаю, известные наши Христа ради юродивые не играли какую-то роль, не притворялись безумцами, а ради Христа становились такими безумцами для мира сего. Наверно, о. Трифон ‑ секретарь двух Патриархов, образованнейший человек ‑ не подозревал, что свой путь ему придется закончить в маленьком храме в Конькове, которое он в шутку переименовал в "Пеньково".

Путь этого человека был удивителен. Родился он близ Почаева в самое тяжелое для Церкви время. Говоря сухим языком статистики: архимандрит Трифон (в миру Родион Константинович Кревский) родился 3 июня 1928 года в селе Бояне Торчинского района Волынской области в благочестивой семье псаломщика и учителя духовного училища. В 1945 году, после окончания школы, он поступил в Волынскую Духовную Семинарию, по окончании которой был рукоположен в сан диакона, а позднее в сан иерея. Но рукоположен он был в 20 лет, а в 1951 году его постигло страшное испытание: почила его молодая супруга. И трудно его было оставаться на родине. Он поступил в Московскую Духовную Академию, затем стал помощником патриарха. Со многими замечательными людьми приходилось ему общаться, многое довелось узнать, но мне навсегда заполнились всего две истории, связанные с Патриархом Алексием (Симанским). Первая касалась Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Из его жития известен не поддающийся пониманию случай воскрешения погибшего плода в утробе женщины. Но строгий стиль жития не может осветить всех сопутствующих моментов. Немаловажным является то, что это чудо было совершенно в доме, где жила семья Симанских, и будущий Патриарх сам был тому свидетелем.

Один интересный факт о. Трифон, вероятно, узнал со слов самого Патриарха, хотя и сам мог быть участником этого события.

По случаю полёта первого человека в космос главный кощунник страны устроил приём в Кремле и, кроме всех прочих, пригласил туда и патриарха Алексия. Патриарх отказаться не мог, хотя понимал, что подобное мероприятие ничего хорошего для Православной Церкви не предполагает. Так и случилось: «освободитель» русского народа нёс в своём выступлении бред на атеистические темы. Как говорил о. Трифон, яростнее других аплодировал этим «научным» излияниям Михаил Суслов. Патриарху, опять же, по словам архимандрита, была предоставлена возможность каким-то образом ответить на возражения, вероятно, это должно было происходить в кулуарах. Патриарх, человек тонкий и деликатный, стал расспрашивать Гагарина о его состоянии во время полёта. Тот, конечно, описывал состояние невесомости, Патриарх же заметил, что, когда тело, подчиняясь законом физики, грубо говоря, болталось между полом и потолком, не различая одно от другого, душа, не подчиняющаяся никаким материальным законам, оставалась на месте. Но эта тонкая защита Патриарха от обнаглевшего материализма была прервана неожиданным простым доказательством несостоятельности атеистической пропаганды в России. Некая женщина подошла к Патриарху и взяла у него благословение. Сейчас в этом не нашли бы ничего удивительного. Ныне кремлёвские стены привыкли и к православным архиереям, и к раввинам, и к муфтиям. А тогда это прозвучало громом среди ясного неба. Кто такая? Кто её сюда допустил? Оказалось, что её, при всём желании, не допустить было невозможно. Потому что она пришла сюда на праздник своего сына. Это была мать Юрия Гагарина. Так простая женщина объяснила всё коммунистическим вождям гораздо яснее и доходчивее, чем сам Православный Патриарх.

Вот такие истории рассказывал о. Трифон, когда был в настроении. Многим хотелось все время задать вопрос, почему архимандрит не стал епископом. Ведь скольких он «провожал» на службе во епископы, а сам так туда и не попал. С его постригом, кстати, была связана своя, особенная история. Однажды о. Трифону, тогда просто вдовому священнику Родиону, приснился сон. Подходит он к раке Преподобного Сергия, наклоняется, чтобы приложиться, и в это время Преподобный поднимает руку и вырывает у него клок волос. Батюшка проснулся в недоумении: что могло бы это значить, и тут вызывает его Святейший Патриарх и буквально заставляет принять постриг. Дело в том, что в Русской Православной Церкви вдовые священники находятся как бы в неопределённом положении. Вроде бы ничего они плохого не совершили, просто лишились по естественным причинам матушек, но существует правило Стоглавого Собора, воспрещающее пребывать священникам в таком положении. По мнению отцов Собора, лишившись спутницы жизни, священник должен был обязательно принять монашество. Ныне вдовых священников, разумеется, не преследуют за их невольное семейное положение, но и правила никто не отменял. Так о. Родион принял постриг.

О. Трифон немало скитался после того, как покинул службу у патриарха Пимена: был на Украине сразу после отделения ее от России. Опять же, по рассказам, там он едва не закончил свою жизнь мученически от рук униатов, затем долгое время служил на Болгарском подворье в Москве. Преподавал в Воскресной школе при Богоявленском соборе, где тоже оставил о себе добрую память. В течение долгого времени отвечал за мироварение. Но затем о. Трифона стали подстерегать беды. То попал в автокатастрофу, выжил, но навсегда остался хромым, затем неизвестный напал на него, ударив его сзади в затылок. И даже служа у нас в Конькове, поскользнулся на горке и сломал руку.

Но он стойко переносил эти напасти и всегда был весел, шутил и не унывал. Однажды я купил книгу архиепископа Василия (Кривошеина) и, раскрыв ее, первым делом увидел на фотографии о. Трифона. Когда я принес эту книгу, он не мог сдержать своих чувств. Видимо, память об общении со владкой Василием была для него особенного дорога. Когда я спрашивал его, не пишет ли он воспоминаний, он всегда говорил: «Пишу, пишу...» Многое мог бы нам поведать о. Трифон о церковной жизни тех лет. Помню, что Прокомидия и панихида у него напоминали более учебник истории, чем службу рядового приходского священника. Кроме наших Патриархов можно было услышать имена, к примеру, Вселенских Патриархов Афинагора и Димитрия и многих других архипастырей Востока. Но, по всей вероятности, он не сдержал своего слова: так и не появились воспоминания в печати архимандрита Трифона (Кревского). Но главное ли для церковного человека воспоминания, пусть даже очень важные для истории? Гораздо важнее память о Боге. А она была у о. Трифона всю его жизнь ‑ вплоть до кончины 3 января 2003 года. Вечная ему память.