Документ «О порядке избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан» принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 73).

Епископов <…> поставляти на церковное начальство <…>

таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры,

и в житии, сообразном правому слову.

12 правило Лаодикийского Собора

I. Требования к кандидату для рукоположения во епископский сан

1. Требования вероучительного и нравственного характера.

1.1. Несомненным условием для принятия епископского сана Священное Писание и святые каноны определяют наличие у кандидата на епископскую степень (далее — кандидат) твердой и деятельной веры, которая должна выражаться в его жизни и делах. Апостол Павел учит, что «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен» (Тит. 1:7-8). Не следует совершать епископскую хиротонию лиц, показавших слабость в вере или еще не засвидетельствовавших ее крепость. В частности, не подобает рукополагать отрекавшихся и отпадавших от православной веры. Согласно 10-му правилу I Вселенского Собора «если которые из падших произведены в клир, <…> таковые, по дознании, извергаются от священного чина». Зонара, толкуя это правило, говорит, что «не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Таин, разве только при смерти».

1.2. Кандидатов, обратившихся в православие из ереси и раскола, можно посвящать в клир, а тем более избирать во епископы только после особо тщательного рассмотрения. В частности, о возможности такого посвящения говорится в 19-м правиле I Вселенского Собора о бывших павлианах, что они, «явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены».

1.3. Святой апостол Павел указывает, что будущий епископ «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). 80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится».

2. Требования к уровню образования.

Епископ должен быть «силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Кандидат в архиереи должен иметь высшее богословское образование.

3. Требования социального характера.

3.1. По слову апостола Павла, «надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3:7).

3.2. Согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным для кандидатов является безбрачие. При этом, согласно 17 Апостольскому правилу, кандидат не должен быть из второбрачных: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». Согласно Уставу Русской Православной Церкви, для ставленника в архиереи обязательно пострижение в монашество (XV.10).

3.3. Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам и пресвитерам заниматься «делами народного управления», а 83-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови».

4. Требования к возрасту и состоянию здоровья.

4.1. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами в архиереи избираются лица не моложе 30 лет (XV.10).

4.2. Не допускаются к посвящению в сан кандидаты, имеющие телесные или душевные недостатки/заболевания, которые затруднят исполнение архипастырских обязанностей. Согласно 77-му Апостольскому правилу, «аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». В то же время 78-е Апостольское правило гласит: «Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных». Согласно 79-му Апостольскому правилу: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир».

II. Процедура избрания кандидатов для рукоположения во епископский сан

5. Право выдвижения кандидата принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси (далее — Патриарх) и епархиальным архиереям, которые могут направить на имя Патриарха рапорт с представлением кандидата к избранию во епископа.

6. На основании поручения Патриарха Управление делами Московской Патриархии проверяет соответствие кандидата указанным выше требованиям.

7. Памятуя о практике святых апостолов, запечатленной, в частности, в послании святого Климента Римского к Коринфянам («[апостолы] первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы»), кандидат обстоятельно испытывается на предмет соответствия епископскому званию:

7.1. Кандидат встречается для предварительной беседы с управляющим делами Московской Патриархии, который докладывает о результатах этой беседы Патриарху.

7.2. Кандидат проходит собеседование с Патриархом, который принимает решение о целесообразности представления его кандидатуры на рассмотрение Священного Синода.

7.3. Кандидат приглашается на заседание Священного Синода для итогового собеседования.

8. Избрание кандидата во епископа в соответствии с канонами (к примеру, I Вселенского Собора 4 и 6), поручающими избрание архиерея епископату той области (страны), в которой будет проходить его служение, а также в соответствии с более поздними церковно-правовыми актами, совершается малым собором епископов – Священным Синодом во главе с Патриархом. Священный Синод может отклонить представленную кандидатуру.

9. В отношении избрания епископов для епархий Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, а также Русской Зарубежной Церкви, данная процедура действует с учетом особенностей, указанных в Уставе Русской Православной Церкви.