9 сентября прихожане храма Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, Чудотворца, в Южном Бутове по благословению и.о. настоятеля иерея Сергия Евтеева, совершили автобусную паломническую поездку к святыням Рыбинской и Ярославской епархий.
Вместе с прихожанами храма в поездке приняли участие и наши друзья из соседних приходов Юго-Западного Викариатства, всего собралось около 40 человек.
В Воскресенском соборе г. Романово-Борисоглебска (ныне Тутаев) паломников встретили два чудесных экскурсовода, рассказали об истории собора и его святынях, главная из которых – чудотворный образ Спаса Всемилостивого.
Помолились о себе самих и о ближних, о нашем храме – что у кого было на сердце.
Собор не закрывался ни на один день. В храме – редкие чудотворные образы Божией Матери: «Благодатное Небо», «Силоамская», чтимые списки известных икон. Дивные росписи, читаемые, как книги Священного Писания.
После Воскресенского собора паломники храма Святителя Спиридона на пароме перебрались на левый берег Волги – на Романовскую сторону старинного города.
Здесь много древних храмов, два из которых наша группа посетила вместе с замечательным экскурсоводом Екатериной.
В Покровском храме приложились к святыням – сугубо чтимому образу Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», в преддверие праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи – к резному образу главы святого. Этот храм также никогда не закрывался, долгое время оставался единственным действующим храмом на Романовской стороне.
Посетили Крестовоздвиженский собор, который был заложен на этом месте еще в конце XIII века и перестроенный к концу XVII-го. Собор и даже земляные валы, которые его окружают, являются памятниками федерального значения. Именно здесь в конце XIII в. благоверный князь Роман Углечский некогда заложил город-крепость, дав ему имя в честь своего небесного покровителя – преподобного Романа Сладкопевца.
Удивительные, чудом сохранившиеся росписи собора, поражают воображение. Мастера писали лики святых так, что и сегодня при определенном освещении они словно оживают. В 1930 г. собор был закрыт властями.
Далее наш путь лежал к Леонтьевскому кладбищу, где в 1996 г. был погребен дивный подвижник ХХ века, многие годы проведший в лагерях, дивный старец, своей любовью, открытостью к каждому, приходящему к нему, и многими иными духовными дарами помогавший и доныне помогающий неисчислимому потоку людей.
На могилке мирянским чином спели литию, приложились ко кресту Батюшки.
Наш путь устремился к Толгскому монастырю.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь встретил паломническую группу с любовью и дивной красотой.
Уставших путников накормили вкусным обедом, после началась экскурсия по обители.
Монахиню Порфирию хотелось слушать и слушать.
С такой любовью к Богу, к Пресвятой Богородице и к своей обители она рассказывала о монастыре и его святынях, об истории обретения чудотворной Толгской иконы Божией Матери на месте, где в тот же день была заложена первая обыденная церковь и началась молитвенная жизнь обители, а позже был воздвигнут величественный храм. О том, как после пожара икона, не поврежденная огнем, вновь была обретена на месте, где ныне находится кедровая роща и небольшая часовня с мозаичным образом.
К раке с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова) мы подошли, когда во Введенском соборе уже началось вечернее богослужение. Приложившись ко многим святыням, перешли в Крестовоздвиженскую церковь, где и хранится главная святыня обители – чудотворная Толгская икона. Хотелось задержаться здесь дольше, но надо было возвращаться в Москву.