Главная / Новости / Новости Викариатства / Встреча с искусствоведом, культурологом Александром Архангельским посвященная творчеству художника Василия Сурикова

Встреча с искусствоведом, культурологом Александром Архангельским посвященная творчеству художника Василия Сурикова

9 сентября 2024 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских состоялась очередная встреча с искусствоведом, культурологом Александром Архангельским в этот раз посвященная творчеству русского художника Василия Сурикова.

В начале Александр Архангельский рассказал о жизни художника, который родился в Красноярске в январе 1848 года.

Его ранней датированной работой является акварель «Плоты на Енисее написанной Василием Суриковым в 14 лет, которую он выполнил под руководством своего первого учителя, Николая Гребнева.

Осенью 1869 года, Суриков поступил в Академию художеств, а в 1870 году показал первую самостоятельную картину — «Вид памятника Петру I на Сенатской площади».

Выпускной работой в 1875 году была картина «Апостол Павел объясняет догматы веры…». В основу картины положен сюжет, отражающий эпизод из жизни апостола Павла, связанный с его пребыванием под стражей в связи с обвинениями, выдвинутыми против него иудеями: речь перед царем Агриппой, его сестрой Береникой и правителем Фестом. Художник сумел наделить индивидуальными чертами как центральные, так и отвлеченные персонажи, он также смог передать их психологию

В 1877 году Василий Суриков начал работу над фресками для храма Христа Спасителя в Москве. В ходе беседы были рассмотрены эскизы к ним, посвященные:

- событиям Первого Вселенского Собора, на котором было разработано Православное учение о Единосущной и нераздельной Троице и осуждена ересь Ария, отрицавшая, что Сын единосущен Отцу и был принят Никейский Символ Православной веры;

- Второму Вселенскому Собору, на котором для обличения ересей Феодосий Великий созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение Святых Отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полуариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.

- событиям Третьего Вселенского Собора, на котором была отвергнута ересь несторианства;

- а так же IV Вселенскому Халкидонскому собору 451 года, созванному императором Маркианом для борьбы против учения Евтихия, утверждавшего, что человеческое начало Иисуса Христа было полностью поглощено божественным. В присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии в дискуссиях участвовали патриархи Анатолий Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, епископы Флавиан Цареградский, Люцензий, Григорий Нисский и другие. Патриарх Константинопольский опроверг учение Евтихия, и Собор утверждает догмат о соединении в Христе божественного и человеческого начал.

Рассмотрели так же три исторические картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», которые считаются вершиной творчества Василия Сурикова.

На картине «Утро стрелецкой казни» изобразил Москву конца XVII века. Когда царь Петр I только вступив на трон, уехал заграницу, и несогласные с правлением стрельцы устроили очередной мятеж. В июне 1698 года они попытались свергнуть царя и присягнуть его сестре Софье. Бунт был подавлен, мятежников приговорили к казни. Особое место в картине занимали свечи, которые держали в руках приговоренные к казни стрельцы.

 В руках живых, но уже приговоренных к смерти стрельцов свечи напоминают о грядущей казни. Они какбы отмеряют оставшееся стрельцам время. В левой части картины огни еще ярко горят. Но в центре холста военный уже задувает свечу одного из стрельцов. А свеча приговоренного, идущего в сторону виселицы, брошена в грязь, почти сгоревшая, как и его жизнь. И лица этих стрельцов выражают их характеры, от упрямства и ненависти до смиренного принятия того что должно произойти с ними вот уже совсем скоро.

В картине «Утро стрелецкой казни» склонился в поклоне перед Петром I Светлейший князь А.Д. Меншиков, в зените славы, ожидающий приказа начинать казнь.

Но вот уже в картине «Меншиков в Берёзове» видим Меньшикова во время ссылки с семьей в сибирском городе Березове. На картине члены семьи рядом друг с другом, но не вместе — каждый по-своему переживает горе. Черты лица, сжатая в кулак рука говорит о внутренней силе Меншикова. К нему прижимается его дочь Мария, бывшая невеста наследника престолаПетра II, в лице которой читается смирение и даже некая безысходность Жизненный путь Меншикова и его старшей дочери Марии завершится в Березове.

Сын Меншикова, Александр, погруженный в тяжелые думы, машинально счищает рукой с подсвечника накапавший воск,жест,который позволяет как быощутить медленное течение времени, не заполненного ничем, кроме ожидания. Он вернется из ссылки, станет блестящим военным, хотя и скончается в молодом возрасте. И только 15-летняя младшая дочь Меншикова Александра читает книгу и в ее взгляде можно видеть надежде обрести опору в этих новых и страшных для семьи жизненных обстоятельствах.

И так же как и в предыдущей работе художника, особым акцентом картины являются затухающая свеча нааналое и горящая лампада перед иконами – образы конца и начала, завершения жизни и надежды.

Следующая картина «исторической трилогии» - «Боярыня Морозова».

Предысторией картины является трагическоепротивостояние сторонников старых обрядов и сторонников новых реформ Преобразования начались еще в царствие Алексея Михайловича с церковной реформы. Исправлялись тексты священных книг по греческим образцам, вносились изменения в церковные обряды, в том числе было принято креститься не двумя перстами, как издавна сложилось на Руси, а тремя.

На картине Суриков показал момент ее реальной биографии: закованную в цепи Морозову везут на допрос по людным улицам. Она до конца поддерживала своего духовного наставника протопопа Аввакума и умерла в заточении. И ключом к ее образу можно считать слова протопопа Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев».Люди на улице с самыми разными чувствами провожают Морозову.

Еще одной картиной художника, которую обсудили на встрече было полотно «Переход Суворова через Альпы», которая была написана к юбилею 1899 года, когда Россия отмечала столетие со дня знаменитого перехода А.В. Суворова через Альпы. В ходе войны государств антифранцузской коалиции с армией Наполеона полководец со своими солдатами совершил беспримерный бросок через семь горных перевалов и неприступный Чертов мост, повисший над пропастью.

Это полотно понравилось императору Николаю II, и он купил его для музея имени императора Александра III — сегодня это Государственный Русский музей.

Кратко поговорили о картине «Благовещение», написанной художником в 1914 году.

В завершении встречи состоялось традиционное чаепитие.